5 ошибок вождения, смертельных для вариатора: советы от мастеров

instructor267 › Блог › Как правильно ездить на вариаторе: особенности экслуатации и вождения

Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.

Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.

Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо. Режимы вариатора
Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

Движение вперед
«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

Движение задним ходом
«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

Нейталь
«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.

Парковка
«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

Ручное управление
«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

Дополнительные режимы
Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Будет полезно  Повторный штраф за тонировку - что грозит на вторую остановку?

Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.

Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.

Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.

Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.

При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.

То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.

Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.

Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».

Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.

5 фатальных ошибок при езде на вариаторе

Бесступенчатая коробка передач дарит плавность движения, но готова наказать за почти любую водительскую провинность.

Вариатор – натура противоречивая. С одной стороны, он обеспечивает комфорт – смены передач у него нет в принципе, а, потому, ускорение происходит «бесшовно». Но для многих водителей разгон с характерным подвисанием стрелки тахометра на высоких оборотах, сопровождающийся монотонным гулом двигателя, столь непривычен, что некоторые производители настраивают программное управление CVT для условно ступенчатой работы и имитации гидромеханической коробки передач. Подобным и очень недурным образом, например, оперирует агрегат Lineartronic на продукции Subaru. С другой же стороны мы имеем очень простую конструкцию, одновременно имеющую едва ли не наихудшую подготовку к высоким нагрузкам среди автоматизированных коробок передач.

Ошибки при эксплуатации вариатора будут стоить дорого и даже бережное обращение не всегда гарантирует долгие годы службы. Можем судить об этом на личном опыте. Принято считать, что примерный ресурс коробок передач данного типа составляет порядка 150-200 тысяч километров, но в нашем случае CVT вышел из строя при пробеге немногим менее 60 тысяч километров. И ведь берегли… Случай, конечно, неприятный, но в среднем вариаторы относительно надежны, если соблюдать все правила по их эксплуатации и помнить, что машина с CVT создана для плавной езды безо всякого экстрима.

Резкий разгон и высокая скорость

Агрессивный стиль пилотажа – это первое из-за чего бесступенчатая коробка передач гарантированно выйдет из строя раньше времени. Дело в том, что в основе CVT не априори более выносливая шестеренчатая передача, как в классической гидромеханической АКП, а передача тяги через постоянное трение плоскостей шкивов и ремня (в случае с клиноременным вариатором), либо цепи (клиноцепной вариатор). Темп износа агрегата пребывает в прямой зависимости от нагрузок.

Будет полезно  Что делать если остановили за тонировку? Рекомендации автовладельцам

Резкие старты машинам с вариаторами противопоказаны – из-за них на шкивах появляются задиры, отзывающиеся рывками при движении. От длительных полетов на высоких скоростях тоже стоит отказаться, ибо подобный стиль езды прикончит подшипники валов и вызовет перегрев.

Езда по бездорожью

На рынке представлено немало кроссоверов с бесступенчатыми коробками передач, которые в определенной степени ограничивают сферу применения машин данного типа. На оффроуде нагрузки особенно высокие, поэтому ресурс CVT при регулярной внедорожной эксплуатации с частыми пробуксовками и необходимостью проходить грязевые участки ходом, ресурс агрегата иссякнет очень быстро. Снова возникает вопрос, почему? Дело в том, что пробуксовка или штурм холмов провоцирует нагрев шкивов и ремня. Кстати, зацеп колес с опорной поверхностью после проскальзывания губителен для агрегата – в этот момент цепь или ремень могут проскакивать, задирая поверхности шкивов.

Буксировка прицепов

Пауэрлифтинг, то бишь, перемещение грузов вряд ли можно считать сильной стороной машин с CVT. Встречаются рекомендации вовсе этого не делать, но не от производителей. Скажем, в инструкции по эксплуатации Nissan X-Trail лишь дипломатично сказано «Ваш автомобиль предназначен, прежде всего, для перевозки пассажиров и багажа. Следует помнить, что при буксировке прицепа на основные агрегаты и системы автомобиля (двигатель, трансмиссия, рулевое управление, тормозная система) действуют дополнительные нагрузки». Затем следует напоминание «При буксировке прицепа соблюдайте техническое ограничение скорости движения. Скорость движения: не выше 70 км/час вне населенных пунктов и не более 90 км/ч на автомагистралях». Советуем ознакомиться с соответствующим пунктом в мануале и поискать в нем данные о допустимой массе автомобиля с прицепом.

Что касается буксировки непосредственно транспортного средства, оснащенного бесступенчатой коробкой передач, другого автомобиля, то делать этого не следует – нагрузка на агрегат рискует оказаться непомерной.

Буксировка автомобиля

Запомните, как отче наш – ни в коем случае не буксируйте «вариаторную» машину с заглохшим двигателем. Ведомый вал будет вращаться от колес, и ремень или цепь проточат неподвижный вал от двигателя. Если возникла необходимость транспортировки машины с CVT, мотор которой не запускается, то только на эвакуаторе или методом частичной погрузки, когда ведущие колеса находятся на платформе. Если двигатель не заглох, то изучите мануал на предмет расстояния буксировки и максимально допустимой скорости. В инструкции по эксплуатации Renault Koleos сказано, что перевозить машину на прицепе или буксировать разрешено только при отсутствии контакта передних колес с дорогой. В исключительных случаях разрешается буксировать на четырех колесах, но при направлении движения вперед, селекторе в положении N, не быстрее 25 км/ч и не дальше 80 км.

Главные ошибки водителей при езде на вариаторе

Что нужно знать, чтобы избежать поломок из-за неправильной эксплуатации машины с вариатором?

С момента изобретения автомобиля инженерами постоянно ведется работа по увеличению комфорта во время передвижения. Одно из уникальных изобретений – бесступенчатая трансмиссия, которая освобождает водителя от переключения скоростей. Но не все водители знают, что чем сложнее узел, тем более бережного обращения он требует.

Какие ошибки при езде на вариаторе автомобилисты допускают чаще всего? Что нужно знать, чтобы избежать поломок из-за неправильной эксплуатации машины с бесступенчатой трансмиссией?

Как работает вариатор на машине?

Автомобильный вариатор – узел, способный плавно менять коэффициент передачи, независимо от рабочего диапазона скорости. Основой агрегата является клиноременная передача, имеющая два шкива: ведущий и ведомый. Один из них (или сразу оба) оборудуются раздвижными боковинами, а зазор между ними определяет центробежный регулятор. Когда частота вращения вала возрастает, расстояние между боковинами сокращается. В результате посадочный диаметр шкива увеличивается, соответственно, коэффициент передачи уменьшается.

Ременные элементы применяются в мопедах и малолитражных автомобилях. В крупной технике используется цепная передача, сконструированная по аналогичному принципу. Первые подобные вариаторы производители автомобилей начали массово устанавливать на транспортные средства в 1987 году. Ременные же механизмы появились на несколько десятилетий раньше.

Источник изображения: autotempest.com

Первая ошибка — резкое начало движения

Самая частая оплошность, которую допускают водители при езде на машине с бесступенчатой трансмиссией – агрессивный старт. Слишком быстрый разгон может быть опасен для вариатора. Принцип работы механизма базируется на трении плоскостей рабочих элементов. Это делает его очень уязвимым, в отличие от классической АКПП, где передача тяги осуществляется через шестерни. В результате резкого нажатия на педаль газа на шкивах образуются задиры. Чем более агрессивный стиль вождения практикует владелец автомобиля, тем быстрее вариатору потребуется дорогостоящий ремонт.

Неправильная буксировка

Машину с бесступенчатой трансмиссией допускается буксировать только при запущенном двигателе. Если же поломка не позволяет завести его, транспортировку можно осуществлять только при помощи эвакуатора. Желательно погрузить автомобиль на платформу полностью. Если это невозможно, следует расположить его таким образом, чтобы ведущие колеса не касались земли. Пренебрежением этим правилом приведет к поломке трансмиссии.

Будет полезно  Ремонт порогов авто: подготовка и выполнение работ

Источник изображения: guru-pdd.ru

К автомобилю с вариатором нежелательно присоединять прицеп. Многие производители прописывают данную рекомендацию в инструкциях по эксплуатации своей продукции. При дополнительной нагрузке существенно ускоряется износ двигателя, тормозной системы и рулевого управления. Если транспортировка груза все-таки необходима, нужно двигаться со скоростью не более 70 км/ч. Буксировать при помощи машины с вариатором другой автомобиль и вовсе запрещается.

Перегрев

Езда по пересеченной местности способна буквально “убить” вариатор. Пробуксовка или подъем в крутую гору приводят к излишнему нагреву ремня и шкивов. Особенно опасно, если после длительных неудачных попыток колес “зацепиться” за грунт это вдруг удается. В результате резкого рывка повреждается поверхность шкива. О получившиеся заусенцы механизм при разгоне автомобиля будет “спотыкаться”.

Дополнительным фактором, повышающим риск выхода из строя вариатора из-за перегрева рабочих поверхностей, является загрязнение радиатора. Охлаждающая система быстро забивается в результате попадания извне пыли и насекомых. Поэтому не стоит пренебрегать его регулярной чисткой.

Важно постоянно контролировать уровень трансмиссионного масла. Именно оно, а не антифриз, как многие привыкли считать, забирает на себя больше половины тепла, образующегося в процессе движения автомобиля. Вариаторы обычно содержат около 8 литров рабочей жидкости. При уменьшении ее объема хотя бы на 1 литр риск перегрева возрастает многократно.

Источник изображения: zr.ru

Отсутствие диагностики

Чтобы вариатор прослужил как можно дольше, важно следить за исправным состоянием электроники. Основной способ контроля – регулярная компьютерная диагностика. Необходимо проверять состояние платы электронного модуля управления, датчиков скорости, шагового электродвигателя, электромагнитных клапанов давления. При обнаружении ошибок следует незамедлительно принимать меры для устранения неполадок.

Некоторые водители избегают приобретать автомобили с бесступенчатой трансмиссией, не желая “заморачиваться”. Но при езде с вариатором стоит того, чтобы изучить некоторые нюансы его эксплуатации.

5 самых частых ошибок вождения на вариаторе

В последнее время вариаторы получили плохую репутацию, но не стоит думать, что автомобили на вариаторе плохие. Многие просто не знают, как правильно обращаться с вариатором. Ниже мы обсудим самые распространенные ошибки вождения на вариаторе.

Самые распространенные ошибки

Для многих вариатор является инопланетной концепцией, поскольку некоторые люди не знакомы с тем, что на самом деле представляет собой вариатор. Однако если научиться правильно, использовать эту коробку передач, то есть множество преимуществ.

Повышенная экономия топлива и эффективное ускорение являются основными преимуществами вариатора, но для того, чтобы извлечь максимальную пользу из трансмиссии, необходимо избегать самых распространенных ошибок.

  1. Вариатор не является традиционной автоматической или механической коробкой передач, не ожидайте, что он будет вести себя также. Не стоит обращаться с вариатором также, как и с автоматом и механикой. К сожалению, это самая распространенная ошибка.
  2. Езда по бездорожью- ужасная ошибка. При регулярной внедорожной эксплуатации с частыми пробуксовками и необходимостью проходить грязевые участки ходом, ресурс агрегата иссякнет очень быстро.
  3. Очень многие не умеют постепенно увеличивать давление. Вариатор – чувствительная коробка передач, даже малейшее нажатие на педаль газа будет ощутимо. Передача может дергаться при резких постукиваниях. Это увеличивает нагрузку на передачу, что может привести к некоторому повреждению в худшем случае, иначе рывки раздражают. Если вы ускоряетесь до упора, старайтесь медленно нажимать на газ, чтобы машина плавно разгонялась. Не слишком сильно давите на педаль и не нажимайте на педали при каждом удобном случае. Ускоряйтесь гладко и постепенно. Плавно скользите вниз по нижним уровням акселератора, вы можете этого не почувствовать, но вы будете двигаться быстрее даже при некотором нажатии на педаль газа.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь буксировать «вариаторный» авто, если у него заглох двигателем. Ведомый вал будет вращаться от колес, и ремень или цепь проточат неподвижный вал от двигателя. Это очень опасно для автомобиля и многие именно так и ломают вариатор.
  5. Игнорирование обслуживания – самая грубая ошибка. Авто на вариаторе очень сильно зависит от качества и соблюдения периодичности замены масла ( для этой коробки передач специальное масло, которое с одной стороны обеспечивает смазку трущихся поверхностей, а с другой препятствовать проскальзыванию).

Не спешите! Требуется время, чтобы привыкнуть к новой коробке. Тем не менее, с помощью этих советов вы можете сохранить или даже наслаждаться вариатором.

Источники:

http://autorambler.ru/advice/5-smertelnykh-oshibok-pri-ezde-na-variatore.htm

http://www.rudorogi.ru/articles/advices/transmission-variator-driving-errors.html

http://the-robot.ru/sovety-avtolyubitelyam/5-samyh-chastyh-oshibok-vozhdeniya-na-variatore/

http://moyidorogi.ru/kak-tronutsya-s-mesta-esli-zamerzli-tormoznye-kolodki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector