“Катись колесо” — 7 опасных ошибок шиномонтажа

«Катись колесо» — 7 опасных ошибок шиномонтажа

Любой водитель время от времени обращается в автосервис или шиномонтаж, рассчитывая получить качественные услуги. Однако не всегда это удается, и бывают случаи, когда после так называемого «ремонта» машина находится еще в худшем состоянии, чем до этого, а жизнь и здоровье участников дорожного движения оказываются под угрозой.

Едете себе спокойно и не думаете о том, что может просто что-то отвалиться, создав для вас большую проблему.

Без всяких видимых причин у несчастного поломалась ось задней ступицы, после чего, конечно же, колесо выскочило и создало аварийную ситуацию, поскольку машина стала неуправляемой. Далее ее откинуло на бордюр и в итоге была повреждена еще и передняя подвеска.

На самом деле от такого никто не застрахован, особенно если до этого человек, как и хозяин машины с фото ниже, посещал шиномонтажку.

Шиномонтажники – тоже люди и могут подзабыть что-то сделать, например, затянуть гайки. С кем не бывает? Главное, чтоб клиент жив остался…

Такая ситуация произошла с везунчиком, у которого отпало заднее левое колесо после посещения автосервиса и проехало самостоятельно по дороге 400 м. К счастью, аварии не произошло, и водитель всего лишь потерял гайки.

Мама в детстве говорила, что нужно кашу есть по утрам, но не все шиномонтажники следуют этому правилу. Видимо, поэтому у некоторых не хватает сил затянуть гайки.

Представьте себе: мороз, за окном минус 38, вы спокойно едете и у вас отваливается переднее колесо и повреждает вам крыло. Не очень весело! Приходится самостоятельно исправлять ошибки других. Незатянутые гайки на колесах чуть не стали причиной серьезной аварии.

В Воронеже тоже не все мастера качественно работают, и водители не могут быть уверены на 100%, что после ремонта машины им хорошо закрутят гайки.

Подобная неприятность произошла с водителем «Киа», у которого на дороге в момент движения отпало переднее колесо. К счастью, это не стало причиной аварии, но все равно малоприятное положение дел.

Мужчина поделился печальной историей, которая произошла с его женой. После работы женщина обнаружила, что колесо спущено и самостоятельно легко его накачала с помощью компрессора. Но решила на всякий случай заехать в шиномонтаж, проверить все ли в порядке, так как потом должна была забрать ребенка от бабушки.

Работники сервиса сняли колесо, проверили и сказали, что никаких других проблем не обнаружено. После чего поставили все на место, и женщина спокойно уехала. А через полчаса у нее отвалилось это самое колесо, так как прикрутили его очень слабо.

Будьте бдительны и поверяйте работу «специалистов».

Капитальный ремонт – это еще ничего не значит. Так мужчина в Минске потратил свои отпускные деньги, чтобы провести серьезный ремонт авто. Однако после такого ремонта у него отпало колесо по пути на природу.

Благодаря гарантии, которую предоставлял сервис, все проблемные моменты были решены. Но ошибка чуть не стоила жизни водителю.


В Приморье мужчина попал в очень опасное положение после посещения шиномонтажа. У него отпало во время движения заднее колесо и создало аварийную ситуацию на дороге. Однако чудом никто не пострадал.

Будьте бдительны и пользуйтесь услугами проверенных мастерских, чтобы не вышло ничего плохого. Однако лучше лишний раз проверить, как затянуты гайки. Тем более это не займет много времени.

Land Rover Discovery Старый аристократ › Бортжурнал › А ты катись, колесо vol.2

Итак, колеса.
Машина досталась мне с поношенной, но годной для городской эксплуатации резиной Nitto Grapper HT в штатном размере, на симпатичных дисках Скад в размере 18.
Резина не шумная, но для моих целей никак не подходит.
Вот вам пример, почему:

Безобидная шалость могла окончиться гораздо хуже. Благо, обошлось)

Диски хоть и приятные взгляду, но совсем не для большого внедорожника.

В дальнейшем оказалось, что диски кривые, как почерк первоклассника.
Потому все это было решено поменять.
Шорт лист по шинам был весьма стандартен:
— BFG AT KO2.
— Goodyear Wrangler Duratrac.
Однако появилась идея попробовать что-нибудь эдакое, не столь агрессивное, полегче и попроще, но все ещё с претензией на вседорожное использование. Ну и подешевле.
Потому в список попали:
— General Tyre AT
— Matador Izzarda AT2.
Кроме того, я решил слегка уйти от родного 255/55 размера.

Начались муторные сравнения. Бфг сразу вылетел из-за цены. Дюратрак я уже имел счастье использовать, эта резина мне очень нравится (год назад я писал отзыв об этой резине:
Год на дюратраке.
И именно поэтому я не хотел их брать. Перемен трубуют наши сердца. Кроме того, мне кажется, что они черезчур круты для меня, как для туриста.

В итоге остался General Tyre и Matador. Выбрал я второй вариант, потому что он был в наличии в нужном мне размере 265/60/18. Это самый бюджетный вариант с неплохими отзывами.

В процессе натягивания шин на колеса выяснился неприятный момент — диски кривые. Два слегка, одно — очень сильно. Несмотря на внешний вид — эти диски лютое говнище не для внедорожника совсем.
Пришлось отчехлить еще бабла вот на такие диски:

До конца неделе поставлю и будет хорошо.
Поделитесь своим опытом: на каких колесах и почемы вы остановили свой выбор?

Катись, колесо!

Как и положено мамашам с годовалыми детьми, я ежедневно гуляю в парке. Детишки делают первые шаги, падают и набивают шишки, обучаясь сложному процессу, сравнимому с освоением горнолыжного спорта или фигурного катания – те же усилия, то же упорство, те же падения.

Самокаты моего детства – это ящики на подшипниках. Мы, пацаны, сами их мастерили. В ящиках развозили хлеб, так что раздобыть их не было проблемой, а подшипниками разживались на свалках. Как и нынешние рокеры на мотоциклах без глушителей, мы тоже доставляли массу неудобств мирным жителям, потому что от этих наших подшипниковых самокатов стоял такой шум! Представьте себе – лихие пацаны несутся с грохотом мимо окон, откуда высовываются разъяренные тетушки и посылают нам вслед свои “пожелания”. Впрочем, насчет “несутся” я преувеличил, на таком допотопном средстве нестись было не очень-то удобно

Как и положено мамашам с годовалыми детьми, я ежедневно гуляю в парке. Детишки делают первые шаги, падают и набивают шишки, обучаясь сложному процессу, сравнимому с освоением горнолыжного спорта или фигурного катания – те же усилия, то же упорство, те же падения.

Тем, кто постарше, уже скучно, и песочница не занимает их беспокойный взор- пора обзаводиться великами, мячиками, скакалками, роликами и самокатами-скутерами. Только сегодня я насчитала полсотни детишек, рассекающих на этом чуде техники.

Фанатка всего колесного и экологически безопасного, я сразу решила выяснить, что это за штука такая и чем отличается от ставших традиционными роликов, великов и прочих колесных штуковин. Скутеры, кикборды, пуш-сайклы – оказались ни чем иным, как хорошо забытым старым добрым самокатом. У меня, оказалось, тоже такой был.

Но то ли юный возраст, то ли его неподъемность повлияли на мою память. Так или иначе – самокаты не были так популярны, и только в московских дворах мальчишки сооружали их сами из подручных материалов – два или четыре колеса, иногда даже приделывали моторчик.

Наш век внес разнообразие практически во все сферы жизни и уже у малышей есть возможность выбирать, исходя из собственных предпочтений. Ограничение – только кошелек родителей и их убеждения (возможно, вы не балуете своего кроху излишествами).

Почему скутер?

Еще в 1999 году уровень продаж немоторизированного обычного самоката-скутера в компании Razor приближался к нулю. 2000 год буквально “прорвал” этот застой – начался скутеровый бум, и в 2001 году компания заработала около 5 млн. долларов. С чем связан всплеск “здорового” интереса ребятни всех возрастов к этому маленькому блестящему складывающемуся транспортному средству? Давайте посмотрим:

  1. Двухколесный обычный самокат много легче роликов, что делает его доступным даже для двух-трехлетних малышей (кстати, и высота руля в хороших моделях подгоняется под любой рост).
  2. Скутер не надо надевать, застегивать, зашнуровывать, тащить на себе с 11 этажа и запихивать на багажник, обвязывая веревками: он компактнее роликов и велосипеда, порою легче (но не всегда), легко убирается в небольшую сумку.
  3. Его можно нести в руках, можно ехать, легко переходя с шага на самокатный “бег”. Поэтому роликовая усталость вам не грозит, как, впрочем, и дилемма – тащить коньки дальше на себе и передвигаться со скрипом на своих уставших двоих
  4. Стоит он примерно столько же, сколько хорошие ролики. Но здесь можно обойтись и корейско-китайскими более дешевыми вариантами.
  5. Со скутером разрешено заходить в магазины, в отличие от роликов, которые нужно снимать.
  6. Человек на скутере движется в три раза быстрее, чем пешеход
  7. Не требует такого мастерства, как ролики и скейтборд. Освоение первого толчка занимает около минуты. Главное – научиться тормозить и держать равновесие! В горку, правда, движение не станет легче, если только вы не приобретете детишкам электрический скутер, цена которого сравнима с подержанной “шестеркой”. Зато
  8. Этот экологически безопасный транспорт требует минимального ухода. Скутеры очень плавно скользят, это происходит за счет более удобных и широких колес, чем на однополозных роликах и скейтборде.
  9. По мнению американских психологов, скутеры помогают детям подружиться. Двое могут ехать рядом, отталкиваясь от асфальта, и поддерживать разговор. Впрочем, думаю, это свойство самоката не актуально для российских детей. Интереснее то, что на скутерах можно устраивать полноценные гонки и прочие соревнования. Можно создать небольшую площадку для слалома – поставить пустые стаканчики или пластиковые бутылки и объезжать их.

В общем, аргументов “за” достаточно. Однако если возможности позволяют, приобретите золотому дитяте и ролики, и велосипед, и скутер – всему свое время и место. Так, с велосипедом не пойдешь в магазин, на роликах не отправишься в гости, а вот скутер – это и фитнес, и развлечение, и средство передвижения, наконец. Особенно самокат (inline kickboard или push scooter) подходит для переходов на небольшие дистанции. Те несколько сот метров, которые вы проходите пешком за 10 минут, на скутере преодолеете за все 3. Так что удобно. Единственное – требует соответствующей одежды от мам и пап. Впрочем, помните замечательную рекламу, где “яппи” в метро отправляет послания с ноутбука, открывает дипломат и укатывает в счастливое лето на самокате. Да, прямо в деловом костюме. Прокатитесь – вам понравится.

Из чего только сделаны скутеры?

Сверкающие скутеры из алюминия и стали – типичный представитель 21 века – смесь эклектики, хорошо забытого старого самоката, преемник сноубордов и скейтбордов, чудо маневренности на полупрозрачных или ярких резиновых колесах-роликах. Несутся вдоль и поперек по городам и весям.

Основа этого изобретения хай-тека – широкая приземистая платформа со специальной поверхностью для улучшенного сцепления. Фрикционный тормоз на заднем колесе позволяет моментально остановиться. А если не удалось на многих моделях есть страховочный ручной тормоз.

Это модель с ручным тормозом – очень удобна для детишек, привыкших гонять на великах или только начинающих колесный спорт.

А это уже задний фрикционный тормоз – нажимается толчковой ногой. Удобно тем, что быстро блокирует колесо и позволяет избежать “сальто” через себя.

Скутеры имеют фиксируемый руль T-образной формы с удобными ручками для маневрирования, однако сначала такая маневренность оборачивается падениями и соскакиваниями. Что удобно? Высота руля изменяется от 60 до 90 см, а телескопическая труба с удобным фиксатором делает доступной сборку и разборку для детишек любого возраста. Длина самокатов в среднем 50- 60 см, и все они складываются для хранения и транспортировки. Весят от двух до двенадцати килограммов.

Прогресс не стоит на месте – и вот уже Дин Кеймен запатентовал скутер Segway – уникальное транспортное средство, которое идет на смену автомобилю (по крайней мере, в теплых странах и среди молодых и продвинутых мам и пап). Цена этого чуда-техники немного кусается – 10000 долларов, поэтому пока новинка не докатилась до Москвы и окрестностей, давайте отдадим предпочтение самокатам- скутерам.

Это кикборд – не совсем самокат и не совсем “доска”

Кикборды – это весьма удачная помесь скейтборда со скутером – создана для трюков и, соответственно, для тинейджеров. Вместо двух колес у них три более широких каучуковых колеса, доска более широкая из высококачественного дерева, рама алюминиевая. На кикборде можно выполнять некоторые трюки, спускаться с гор (даунхил), и просто быстро ехать (роллить).

Все скутеры снабжены телескопической трубой, которая складывается и выдвигается под рост малыша.

Шишки на дереве. и на лбу: безопасность

Скутер – тот же подшипниковый транспорт, поэтому сохраняются все прежние правила безопасности – избегать луж, песка, глины, выбоин в асфальте. Впрочем, отличие скутера от роликов и велосипеда, и вы убедитесь в этом сами, – он БЕЗОПАСНЕЕ. Нет нужды в Т-торможении или спрыгивании на траву, просто отбрасываем его от себя или спрыгиваем на асфальт. Прежде чем приобрести своему ребенку самокат, вспомните, что это полноценное транспортное средство имеет только ручное управление – руль, поэтому достаточно нестабильно при езде. Ребенка буквально заворачивает с дороги. Легко теряешь управление, трудно останавливаешься – вот и причины многочисленных травм. Самокаты нашего босоногого детства не имели таких “прибамбасов”: необыкновенно легких колес из полиуретана, которые буквально едут сами, будто спешат куда-то. Современные колеса позволяют набирать скорость, они же являются причиной бед, более опасны, чем модели 10-летней давности. Но по большей части люди просто пренебрегают защитой.

Печальная статистика: 85% всех травм на скутере получают дети младше 15 лет, а 23 процента пострадавших моложе 8 лет. 30 процентов повреждений приходится на запястье, следом идут травмы головы (шлем. ) и повреждения лица, на последнем по счету, но не значению, идут ноги и лодыжки. Комиссия по исследованию безопасности самокатов сообщила, что только за последний год 19 тысяч детей получили травмы и нуждались в хирургическом вмешательстве.

Набор защиты для самокатников стандартен: наколенники, налокотники, бейсболка или шлем (детям обязательно) и защита на запястья. Только вот с последним выходит недоразумение- с одной стороны, большинство неудачных падений приходится на хрупкие косточки запястий, с другой стороны, комплект защиты запястий мешают нормально управлять скутером, держаться за ручки. Американские медики даже советуют не разрешать детям до 8 кататься без взрослых. Впрочем, эту ситуацию может изменить эластичный бинт или приспущенные рукава.

Какой лучше?

Скутеры отличаются легкостью и компактностью. Однако именно легкость порой стоит детишкам кучи синяков и ушибов. Более тяжеловесные скутеры (они же и менее дорогие) с большими колесами (80 мм). Легковесные скутеры ” Razor-style”, как называют их в Штатах, хуже на плохом асфальте – маленькие колеса чувствительнее в выбоинам на асфальте (что весьма актуально для российских дорог). Чтобы позвоночник малыша не страдал, попробуйте выбрать нескладывающуюся более “тяжеловесную модель” с ручным тормозом (к нему дети привыкают быстрее).

Крупнейшие производители: JD Industries (the Razor) и the Kick (от 70 долларов), Xootr (произносится “зутер” – ‘zooter’). Цена электрических моделей доходит до 1000 долларов.

Скутеры Xootr (Зутера) по свидетельству естествоиспытателей дают фору Kick и Razor, они более выносливы – очень легко скользят. Know Pad славится отличным тормозом, расположенным на крыле.

Consumer Reports провело исследование, в котором изучали особенности 6 складывающихся алюминиевых мини-самокатов и 2 более тяжелых моделей. Мини-самокаты имели тормозные крылья, а другие два ручные тормоза. В тестировании, которое продолжалось весь день, активно участвовали детишки от 8 до 14 лет. Фаворитом был признан Razor ($100) от JD Industries. Кроме того, детям понравился JD Bug ($120) того же производителя благодаря специальной подвеске, которая помогает сохранять равновесие. Micro Aluminum от Huffy ($100), Mongoose Scorchin’ от Brunswick Bicycles ($60), Blitz от Pacific Cycle ($70) и Transit от Royce Union ($120) заслужили одобрение, им присвоили “четверочку”. Самокаты Stinger от Variflex ($50) и Assault от Pacific Cycle ($80) понравились детишкам меньше!

Давайте проведем объективное 7я-новое исследование – ведь впереди целое лето, которое можно провести с пользой и удовольствием.

Катись, колесо

Какая физика спрятана в автомобильной шине

Автомобильная шина, при внешней простоте, — высокотехнологичный продукт. Мы уже рассказывали о том, что она представляет собой для химиков и как развивались технологии производства материала для шин. В этот раз мы вместе с Toyo Tires будем разбираться уже в физике и в том, насколько важны такие, казалось бы, мелочи, как рисунок протектора.

К любому колесу — будь то колесо чемодана или колесо платформы для вывоза космической ракеты на старт — предъявляется несколько требований. Оно, во-первых, должно выдерживать нагрузку, причем в разных направлениях. Во-вторых, оно должно иметь достаточную площадь контакта с опорой. Оно, наконец, не должно терять сцепления с поверхностью и, при всех перечисленных требованиях, иметь разумный для своей функции размер.

К автомобильным шинам список требований еще больше. Шина также должна терять как можно меньше энергии за счет трения качения и сохранять сцепление не только при маневрах, но и при езде по снегу, льду и лужам. Правильная конструкция шин экономит несколько процентов топлива за счет меньшего трения качения.

Есть и еще один момент. Уровень шума, создаваемого машинами, в большинстве стран регламентируется, причем отдельно лимитируется шум от шин. На высокой скорости основной шум автомобиля производят именно шины, а не двигатель, — и шум одного и того же автомобиля на одной и той же скорости в разной «обуви» может отличаться на десяток децибел.

Действующий еще с 2005 года в России ГОСТ Р 41.51-2004 указывает, что легковая машина не должна создавать шум громче 74 децибел. А отдельный стандарт, ГОСТ Р 52800-2007, прописывает методику измерения как раз «шинного» шума при езде с выключенным двигателем.

72 децибела — максимум для шин по европейским стандартам. Такой шум соответствует громкому разговору двух собеседников, хотя прежде шины шумели еще больше: в 90-е годы попадались значения от 75 до 80 децибел, то есть на уровне крика или включенного на полную мощность пылесоса.

Сегодня обычная тихая шина генерирует около 70 децибел шума. При этом разница между 72 и 70 децибелами на самом деле составляет не три процента, а 1,26 раза, если считать по величине звукового давления: децибельная шкала не линейная, а логарифмическая и устроена так, что разница в 20 децибел выражает десятикратную разницу в звуковом давлении.

Так что между обычной тихой шиной и шиной предельно допустимой громкости — такое же различие, какое отделяет просто громкий разговор от крика.

Чтобы шоссе за окном шумело поменьше, вы можете либо ограничить поток автомобилей, либо просто их «переобуть»: поставив на весь транспорт 70-децибельные шины, вы добьетесь того же эффекта, что и сократив поток на четверть. Причем безо всякого ущерба для управляемости автомобилей, экономии топлива, скорости движения и даже без дополнительных расходов — тихие шины зачастую стоят столько же.

Проведенные в начале XXI столетия исследования показали, что уровень шума можно снижать без потери всех прочих качеств, не заставляя автовладельцев особенно переплачивать за тихие шины.

Чтобы понять, что делает тихую шину тихой, нужно сперва разобраться в том, откуда вообще берется шум.

Поверхность колеса обычного автомобиля (не гоночного болида и не болотохода) имеет характерный рисунок из тонких канавок в слое резины: эти канавки нужны для того, чтобы отводить воду из-под колес автомобиля, едущего по мокрой дороге.

Канавки не позволяют образоваться сплошной пленке воды под колесом и тем самым предотвращают аквапланирование: эффект, при котором колесо теряет контакт с дорогой и начинает скользить. Канавки делают так, чтобы колеса отбрасывали воду в сторону — поэтому их рисунок часто напоминает елочку или серию наклонных штрихов.

Кроме сравнительно широких канавок, любая современная шина имеет еще и ламели — тонкие прорези, которые не столь эффективны в отведении воды, зато играют важную роль в обеспечении механических свойств резины. Прорезанная правильным образом резина лучше гнется и более эффективно сцепляется с поверхностью по сравнению с монолитным протектором.

Однако при езде по сухой дороге канавки и, в меньшей степени, ламели выталкивают из-под колеса не воду, а воздух, создавая характерный шум. При самом простом рисунке с равным расстоянием между ламелями и канавками возникает ровный гул, частота которого определяется периодичностью рисунка протектора и скоростью движения.

Так как избавиться от канавок и ламелей нельзя, конструкторы идут на иные ухищрения. Например, все выступы и впадины на протекторе размещают на разных расстояниях друг от друга и тогда монотонный гул становится менее неприятным и более тихим: шина создает столько же колебаний воздуха, но они звучат на разных частотах, и та же самая энергия размазывается по спектру.

Рисунок на покрышках, впрочем, не единственная причина шума. Сама по себе шина, — а это тороидальная камера, заполненная воздухом под давлением — отличный резонатор. Это тоже способствует шуму: здесь для наглядности можно вспомнить гитару, где источник звука, струны, закреплены на полом корпусе. А с шиной все даже хуже, чем с гитарой, из-за того, что внутри вращающейся камеры гуляют воздушные потоки, которые добавляют громкости нашему колесу.

Этот шум — и сейчас речь идет о технологии, которая находится буквально на переднем крае шиностроения, еще не вышедшей в серийное производство, — можно подавить за счет специальной сетчатой конструкции внутри камеры. Она, во-первых, уменьшает скорость воздушных потоков внутри колеса, а во-вторых, уменьшает добротность резонатора. Добротностью в физике колебаний называют меру того, насколько медленно затухают колебания в системе, и чем добротность полой камеры выше, тем меньше затухание звука и тем более гулкой она окажется.

Борьба за снижение шума, впрочем, началась, по историческим меркам, недавно. Еще в 2001 году ученым приходилось подробно разбирать заблуждения об источниках шума от автомобильного транспорта и доказывать, что шумит не столько двигатель, сколько шины: для этого пришлось поставить множество экспериментов с машинами, которые с выключенным двигателем проезжали мимо стоек с микрофонами.

А вот проблема прочности и устойчивости волновали конструкторов с того самого момента, когда в 1890-х начали делать колеса с надувной камерой и резиновой шиной.

Управляемость

Канавки и ламели часто называют протектором, хотя на самом деле протектор — это та часть шины, которая контактирует с дорогой и защищает камеру от повреждений. Шины болидов «Формулы-1» (равно как и второй по скорости автогоночной серии, IndyCar) лишены подобных деталей рельефа, они абсолютно гладкие, но при этом имеют весьма внушительный протектор — «формульная» резина толще, поскольку обычная дорожная покрышка на колесе болида, пилоты которого на торможениях испытывают перегрузки до 5g, лопнула бы задолго до первого пит-стопа.

Канавки предотвращают аквапланирование, но при этом и уменьшают пятно контакта колеса с дорогой. Коэффициент трения скольжения — а чем он выше, тем лучше сцепление с поверхностью — у «слика», то есть гладкой шины, выше. В кольцевых автогонках, где резина не проживает больше пары сотен километров, шины без канавок подходят идеально (а в дождь пилоты едут в боксы за дождевой резиной с привычным рисунком), однако обыкновенным автомобилям нужен компромисс между сцеплением по сухому и сцеплением в дождь.

У слика на мокрой дороге коэффициент трения падает почти в десять раз, с 0,9 до 0,1 — и поэтому водителям, которых не ждет за поворотом команда механиков, предпочтительнее иметь шины, которые лишь немногим хуже на сухом асфальте, но многократно лучше в в дождь. Обычная шина на мокрой поверхности имеет коэффициент трения 0,4, а на сухой 0,7. Впрочем, эти показатели довольно приблизительны, ведь даже асфальт на разных дорогах может существенно отличаться.

Одним только дождем в наших широтах дело не ограничивается: дороги нередко бывают засыпаны снегом и покрыты льдом. Поэтому, помимо ламелей и канавок, зимняя шина может иметь выступы. Это существенно увеличивает ее громкость, повышает расход топлива и снижает управляемость автомобиля на сухой дороге — однако увеличивает ее при езде по снегу.

Канавки на зимних шинах заметно шире и рассчитаны не столько на выведение из-под шины воды, сколько на утрамбовывание снега и сцепление с ним — ребристое колесо, катящееся по снегу, работает как движущаяся по зубчатой рейке шестеренка.

Тракторные и вездеходные колеса идут еще дальше и, как правило, отказываются от канавок в принципе: вместо них широкая шина опоясывается ребрами, способными зацепится даже за вязкий грунт. На трассе обутая в такие колеса техника будет чувствовать себя совсем неудобно, но тракторам и карьерным самосвалам проблема аквапланирования, излишнего шума и потерь на сопротивление воздуха при быстрой езде не знакома.

Разработка Toyo Tires – ламели со спиральной кромкой.

Подобная форма призвана улучшить эффект зацепления во всех направлениях.

Разработка Toyo Tires – ламели со спиральной кромкой.

За счёт спиральной формы зона контакта шины с поверхностью распределяется равномерно.

Разработка Toyo Tires – ламели со спиральной кромкой.

Это можно увидеть при измерении давления поверхности шины.

Особняком стоят шины с металлическими шипами — они обеспечивают наилучшее сцепление на льду, но при этом более шумные и менее экономичные. Шум от них обычно на несколько децибел выше, чем от обычных, но при этом коэффициент трения скольжения по льду вырастает с типичных для обычных покрышек 0,15 до 0,2.

Впрочем, говорить о точных величинах — например, «такое-то решение сокращает тормозной путь на 45,5 процента» — не приходится. Разные машины имеют разные тормоза, отличаются друг от друга по массе, и зачастую торможение, начатое на пятне снега, может продолжиться на льду, а потом перейти на слякоть — какие уж тут точные измерения. Да и водители тоже бывают разные — кто-то прошел школу экстремального вождения зимой, а кто-то только вчера сдал на права, причем обучался на совсем другом автомобиле.

Новые шины появляются на свет в результате как сложного компьютерного моделирования (гибкое тело сложной трехмерной формы просчитать довольно непросто), так и испытаний, в ходе которых учитываются не только точные показатели, вроде длины тормозного пути, но и субъективные оценки водителей-испытателей. Хорошее торможение на снегу не должно идти в ущерб управляемости на сухом асфальте, иначе езда по реальной зимней дороге окажется не проще, а сложнее.

Прочность

Резина, несмотря на все технологические ухищрения (вплоть до использования синхротрона при проектировании), плохо держит нагрузку на разрыв. Поэтому внутрь резиновой шины закладывается корд: тканевая, полимерная или даже металлическая основа, причем масса этой основы часто превышает массу видимой снаружи резины.

Для большей прочности корд делается многослойным. Ориентация нитей определяет тип шины: радиальный или диагональный. Диагональный корд наматывается под углом 45 градусов, и его сложно заставить прижать внешнюю часть шины к ступице; радиальный позволяет сделать шину низкопрофильной, но при этом боковина оказывается более уязвимым местом, да и сам процесс производства радиальных шин несколько сложнее.

Низкопрофильные радиальные шины дают бóльшую площадь пятна контакта и, будучи жестче, оказываются более экономичными и легкими. Однако при этом повышенная жесткость не только уменьшает потери на деформацию, но также более ощутимо передает толчки при наезде на неровности.

В «Формуле-1» радиальные шины вытеснили диагональные еще в 70-е годы, сегодня их примеру последовали и все пассажирские виды транспорта. Диагональные шины теперь применяются только там, где большая стойкость к боковым повреждениям (при наезде на острый предмет сбоку) важнее тишины, экономичности и малой массы.

Лесовозу, например, важнее проходимость по грунтовой дороге и стойкость к наезду на заостренные щепки и пни, а не эффективность движения по трассе. Кроме того, такую шину проще изготовить и потом ремонтировать.

Внутри современной радиальной шины — не просто многослойный корд, а сложная конструкция: между основным каркасом и протектором находится еще дополнительная прослойка из полимерных волокон или стальной проволоки. Сбоку также закладывается дополнительная оболочка, чтобы предотвратить и образование грыж (выпячивания наружу внутренних слоев), и повреждений при наезде на препятствия.

Мощная защита позволяет шине выдержать даже наезд на острые предметы, а меньшая толщина корда с боков оказывается преимуществом не только за счет облегчения всего колеса. Кроме того, жесткость шины повышает управляемость в повороте, ведь колесо не должно терять свою форму даже при приложении значительной боковой нагрузки.

Даваемое переходом на радиальную конструкцию облегчение колеса сбрасывать со счетов не стоит: энергия тела в механике складывается из кинетической энергии движения центра масс (mV 2 /2), потенциальной энергии (растет при подъеме в гору, mgH) и энергии вращения всех тех частей, которые могут вращаться.

Для автомобиля, едущего со скоростью около 72 километров в час, энергия вращения шин без учета дисков составит примерно 10 процентов от общей энергии всей движущейся машины — и значит, что 10 процентов энергии двигателя при разгоне потрачено на раскручивание шин. Облегченные диски (то есть не сплошные) тоже призваны отчасти улучшить динамику за счет избавления от впустую крутящейся массы.

Более тонкие стенки радиальной шины обеспечивают лучшее охлаждение — а колесо греется за счет постоянной деформации, сжатия воздуха внутри и просто солнечных лучей. Воздух же — это газ, который при нагреве расширяется или, если ему некуда расширяться, увеличивает давление в камере: при особо неудачном стечении обстоятельств камера может и взорваться.

Уже сам воздух, сжатый под давлением в несколько атмосфер (до 9, если это грузовой транспорт) представляет собой угрозу, поэтому даже взорвавшаяся на стоянке или отдельно от автомобиля шина — это не просто неожиданный хлопок, но и риск тяжелой травмы или даже гибели оказавшегося рядом человека.

При езде по трассе последствия лопнувшего колеса еще более очевидны — в самом лучшем случае, это аварийный съезд на обочину и долгий ремонт.

Источники:

http://www.drive2.ru/l/525985747958759530/

http://www.7ya.ru/article/Katis-koleso/

http://nplus1.ru/material/2019/10/09/tire-physics

http://okuzove.ru/tonirovka/shtorki-dlya-avtomobilya-vmesto-tonirovki.html

Будет полезно  3 навороченные и очень опасные функции в вашем авто: комфорт и риски
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector