Блок увеличения мощности: чип-бокс дизельного двс

Блок увеличения мощности: чип-бокс дизельного двс

Ликбез по Тюнинг боксам (Tuning Box)

БЛОКИ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ

Не все блоки управления современных двигателей поддаются перепрограммированию (программному чип-тюнингу). Некоторые производители «одноразово» зашивают программу в память микропроцессора, управляющего работой двигателя. Но возможность увеличить мощность такого мотора по прежнему остается – с помощью внешних блоков увеличения мощности.
Большинство таких устройств рассчитано на работу в системах современных дизельных двигателей Common Rail, хотя существуют версии и для турбированных бензиновых автомобилей. Некоторые производители выпускают такие устройства даже для атмосферных бензиновых моторов и даже пишут в рекламе прибавки мощности и момента. В большинстве случаев это фальсификация результатов.
Рассмотрим работу такого блока на примере современного дизельного мотора, установленного на внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. 4,5 литровый V-образный мотор в Российской версии автомобиля развивает 235 лошадиных сил. В тоже время его Европейский собрат имеет 286 сильную версию этого же двигателя, отличающегося только программным обеспечением ECU (блока управления двигателем). Заменить блоки один на другой не удастся. В них «зашита» информация о производительности каждой форсунки и коды иммобилайзера. А это значит, что автомобиль с таким блоком просто не заведется. А желание увеличить реальную мощность своего автомобиля хотя-бы до европейских показателей есть у подавляющего большинства владельцев. Да и за автопроизводителя обидно – BMW из 3-х литрового рядного мотора получает 386 лошадей, а тут и объем больше и цилиндров 8 вместо 6. Технической возможности перепрограммировать штатный блок управления нет, но можно установить блок увеличения мощности, способный успешно решить эту проблему.
Особенностью современных дизельных двигателей является отсутствие дроссельной заслонки – все управление происходит за счет количество импульсов впрыска, их длительности и фазы. А значит управляя форсунками мы можем заставить двигатель быть более мощным и экономичным. Конечно воздуха тоже должно быть достаточно, но это как правило не проблема. Обычному водителю максимальная мощность нужна не постоянно, а кратковременно (например для старта или обгона). В таких условиях штатный интеркулер справляется и успевает охлаждать поток воздуха, поступающего в двигатель. Остается только заставить форсунки работать по новому алгоритму. Для этого есть 2 способа, которые и отличают принципы построения современных блоков увеличения мощности.
– Блоки управляющие работой форсунок (устанавливаются в разрыв каждой форсунки) – для 8-ми цилиндрового мотора 8 разрывов форсунок.
– Блоки, заставляющие штатный блок управлять работой форсунок по новому алгоритму . Именно этим способом реализуется повышение мощности фирменными блоками от Toyota Motor Sport.
Первый способ основан на изменении времени и количества импульсов управления, поступающих на форсунки. Таких импульсов в современном моторе как правило 4 за один рабочий такт. Впрыск, обеспечивающий предварительный прогрев камеры сгорания, таким блоком как правило игнорируется – он слишком короткий и нужен для экологии и долговечности работы мотора. Из-за этого двигатель работает жестко, но топливо расходуется меньше. Длительность основного впрыска увеличивается. Мощность повышается не сильно, но ощущение от управления изменяются – автомобиль стал резким, а значит более мощным. К достоинствам таких устройств следует отнести только отсутствие ошибок по двигателю из-за невозможности их продиагностировать. Стоимость таких устройств как правило сильно завышена! Схемотехника примитивная, надежность крайне низкая из-за большого количества разъемов. Установка очень простая. Обычно выпускаются блоки на 4 форсунки, поэтому для 8-ми цилиндрового блока нужно два модуля. Еще требуется подключение одного разъёма для получения питания. Часто производитель выдает этот разъем за «информационный канал».
Блоки, заставляющие изменить заводской режим работы ECU тоже бывают разные. Самые примитивные подключаются только к датчику давления а рейке, занижая его показания и тем самым обеспечивая больший впрыск топлива. Заводская программа «думает», что давление в рейке низкое из за износа насоса и/или большой нагрузки на двигатель. Повышая давление она компенсирует нехватку топлива для увеличения мощности и изменяет алгоритм работы форсунок.
Более «УМНЫЕ» модули собирают информацию от нескольких датчиков и заставляют заводскую программу работать с большей отдачей. Именно по такому принципу работают фирменные блоки увеличения мощности от Toyota Motor Sport. Основное их отличие от качественных боксов – в схеме подключения. Фирменный бокс устанавливается в салоне, рядом со штатным блоком управления, а тюнингбоксы как правило устанавливаются под капотом и имеют заглушку для оперативного исключения из проводки автомобиля.
Когда форсунками управляет заводской блок управления (пусть и с изменёнными показаниями от датчиков), можно быть уверенным в том, что двигатель никогда сам себе не навредит. В крайнем случае он может сигнализировать об ошибке по одному из «обманутых» датчиков и перейти на аварийный режим работы, который сбрасывается при выключении зажигания и повторном запуске двигателя. Реальные показатели прироста мощности и момента зависят от отлаженности программы и технических возможностей электроники бокса.

Для российских версий моторов зачастую приходится пригонять испытуемые автомобили к разработчику. Именно так и поступили в нашей компании при отладке программы на дизельный Toyota Land Cruiser. Мы купили автомобиль и 2 недели тестировали его совместно с инженерами тюнингово ателье A&A Automobiletechnik на стенде и по дорогам Германии. В результате мы имеем лучший среди конкурентов бокс, обеспечивающий бесперебойную работу двигателя на новом уровне мощности.
Иногда приходится переключать бокс на более «слабую» программу из-за некачественного топлива или технического состояния двигателя. Это делается мастером-установщиком путем перепрограммирования или используется предусмотренные производителем джамперы на корпусе бокса.
Выбирая модуль увеличения мощности для своего автомобиля придерживайтесь следующих советов:
1. Выясните техническую возможность сделать программный чип-тюнинг для вашего двигателя. Обратитесь в несколько компаний – не у всех может оказаться необходимое оборудование для перепрограммирования. Если можно сделать тюнинг программно – забудьте о тюнингбоксе – выберите компанию, которой доверяете, ознакомьтесь графиком результатов от такой-же машины или двигателя. Сделайте программный чип-тюнинг и наслаждайтесь результатами, если они достигнуты. Качественный программный тюнинг ВСЕГДА может обеспечить больший прирост производительности чем тюнингбокс. Главное не ошибиться в выборе партнера.
2. Если нет технической возможности программно «чипануть» ваш дизельный или турбобензиновый двигатель, выбирайте внешний блок увеличения мощности. Обратите внимание на основные моменты:
– Принцип работы
– Реальные результаты (графики замеров со стенда, а не идеализированные кривые)
– Схемотехника, количество независимых каналов обработки информации (количество точек подключения)
– Быстродействие встроенных микропроцессоров
– Герметичность исполнения
– Надежность разъемов
Мы предлагаем пакеты увеличения мощности для большинства современных двигателей. Обратившись в нашу компанию, вы можете рассчитывать на «честный» результат и высокое качество устанавливаемого оборудования.

Будет полезно  Через сколько менять масло в коробке передач: механика и автомат

Тюнинг-бокс против чип-тюнинга

Полный комплект блока управления двигателем Spider

Производители автомобилей часто делают электронную систему управления двигателем недоступной для чип-тюнинга. У них на то есть свои причины. А что остается делать автолюбителям? Хорошо, что есть возможность повысить мощность двигателя. И для этого используются внешние блоки увеличения мощности, известные как тюнинг-боксы.

Подобные устройства используются для форсирования работы дизельных двигателей, работающих по технологии CommonRail. Существуют также версии для бензиновых турбированных автомобилей. Некоторые производители делают боксы и для бензиновых атмосферных двигателей, но исследования показывают, что их использование в таких двигателях преимуществ не приносит.

Используются боксы в основном для тюнинга дизельных двигателей, поэтому рассмотрим разновидности способов по увеличению мощности именно таких двигателей. Сегодня используется четыре основных типа блоков:

  1. Блок, изменяющий импульсы управления форсунками;
  2. Блок, изменяющий режимы работы ТНВД (топливного насоса высокого давления);
  3. Блок, изменяющий показания датчика давления топливного аккумулятора;
  4. Модуль, оптимизирующий режимы работы процессора ЭБУ (электронного блока управления).

Блок, изменяющий импульсы управления форсунками

Это наиболее распространенный тип, который используется в 90% случаев. Суть работы блока заключена в способности менять время управляющего тока, который руководит открытием «иглы» форсунки.

Блок устанавливается последовательно в каскад управляющих проводов топливного инжектора и задерживает электрический сигнал, что дает изменение угла впрыска топлива. Горючее экономиться из-за того, что короткий импульс, предварительно открывающий и завершающий открытие форсунки, блокируется блоком.

Плюсы

  • Можно устанавливать на любой дизель с электронной системой впрыска.
  • Экономит топливо.
  • Низкая стоимость.
  • Универсальность.

Минусы

  • Снижение ресурса двигателя из-за вмешательства в процесс подачи топлива.
  • Быстрый износ сажевого фильтра.
  • Повышенная эмиссия вредных веществ.
  • Остаются следы установки, которая к тому же достаточно продолжительная.

Блок, заменяющий режимы работы ТНВД

Используется в двигателях, работающих по технологии CommonRail. Блок устанавливается последовательно в шину данных насоса ЭБУ и ТНВД. Его работа основана на занижении показаний топливного датчика давления, что ведет к увеличению давления в корпусе насоса. Управление давлением происходит с помощью электромагнитного клапана.

Плюсы

  • Увеличение мощности без снижения ресурса блока цилиндров.
  • Никак не влияет на вредные выбросы.
  • Невозможно отследить установку.
  • Демократичная цена.
  • Быстрая установка.
  • Экономия топлива.

Минусы

  • Понижение ресурса ТНВД.
  • Понижение ресурса электромагнитной форсунки из-за повышенного давления.
  • Плавающие обороты двигателя из-за повышенного давления в ТНВД.
  • Дымление из выхлопной трубы.

Блок, изменяющий показания датчика давления топливного аккумулятора

Блок занижает показания датчика давления в топливном аккумуляторе. Устанавливается последовательно в информационную шину датчика давления. Топливное давление внутри аккумулятора при этом поддерживается в номинальных пределах. ЭБУ мгновенно реагирует на изменения показаний от топливного аккумулятора.

Тюнинг боксы в большинстве случаев подключаются в разрыв информационных магистралей

ЭБУ рассчитывает время впрыска так, будто ТНВД постепенно теряет мощность. Прирост мощности происходит за счет избирательного использования циклов последующего и дополнительного впрысков.

Плюсы

  • Невысокая цена.
  • Возможность самостоятельной сборки.
  • Высокая надежность.
  • Быстрый монтаж.
  • Невозможно отследить использование.
  • Экономия топлива.

Минусы

  • Быстрый износ сажевого фильтра или системы эмиссии газов.
  • Возможное дымление двигателя.
  • Ускоренный износ насоса.

Модуль, оптимизирующий режимы работы процессора ЭБУ

Модуль воздействует на расчеты временного топливного инжектора ЦП (центрального процессора) и устанавливается в систему высокого давления. Он считывает информацию с датчика и может определить, на каком этапе сейчас работает двигатель, и использует параллельные каналы, чтобы получить доступ к ЭБУ.

Плюсы

  • Практически безопасен для двигателя.
  • Простая установка.
  • Цифровая схема управления.

Производители автомобилей часто делают электронную систему управления двигателем недоступной для чип-тюнинга. У них на то есть свои причины. А что остается делать автолюбителям? Хорошо, что есть возможность повысить мощность двигателя. И для этого используются внешние блоки увеличения мощности, известные как тюнинг-боксы.

Подобные устройства используются для форсирования работы дизельных двигателей, работающих по технологии CommonRail. Существуют также версии для бензиновых турбированных автомобилей. Некоторые производители делают боксы и для бензиновых атмосферных двигателей, но исследования показывают, что их использование в таких двигателях преимуществ не приносит.

Используются боксы в основном для тюнинга дизельных двигателей, поэтому рассмотрим разновидности способов по увеличению мощности именно таких двигателей. Сегодня используется четыре основных типа блоков:

  1. Блок, изменяющий импульсы управления форсунками;
  2. Блок, изменяющий режимы работы ТНВД (топливного насоса высокого давления);
  3. Блок, изменяющий показания датчика давления топливного аккумулятора;
  4. Модуль, оптимизирующий режимы работы процессора ЭБУ (электронного блока управления).
Будет полезно  Клапан двигателя

Блок, изменяющий импульсы управления форсунками

Это наиболее распространенный тип, который используется в 90% случаев. Суть работы блока заключена в способности менять время управляющего тока, который руководит открытием «иглы» форсунки.

Блок устанавливается последовательно в каскад управляющих проводов топливного инжектора и задерживает электрический сигнал, что дает изменение угла впрыска топлива. Горючее экономиться из-за того, что короткий импульс, предварительно открывающий и завершающий открытие форсунки, блокируется блоком.

Плюсы

  • Можно устанавливать на любой дизель с электронной системой впрыска.
  • Экономит топливо.
  • Низкая стоимость.
  • Универсальность.

Минусы

  • Снижение ресурса двигателя из-за вмешательства в процесс подачи топлива.
  • Быстрый износ сажевого фильтра.
  • Повышенная эмиссия вредных веществ.
  • Остаются следы установки, которая к тому же достаточно продолжительная.

Блок, заменяющий режимы работы ТНВД

Используется в двигателях, работающих по технологии CommonRail. Блок устанавливается последовательно в шину данных насоса ЭБУ и ТНВД. Его работа основана на занижении показаний топливного датчика давления, что ведет к увеличению давления в корпусе насоса. Управление давлением происходит с помощью электромагнитного клапана.

Плюсы

  • Увеличение мощности без снижения ресурса блока цилиндров.
  • Никак не влияет на вредные выбросы.
  • Невозможно отследить установку.
  • Демократичная цена.
  • Быстрая установка.
  • Экономия топлива.

Минусы

  • Понижение ресурса ТНВД.
  • Понижение ресурса электромагнитной форсунки из-за повышенного давления.
  • Плавающие обороты двигателя из-за повышенного давления в ТНВД.
  • Дымление из выхлопной трубы.

Блок, изменяющий показания датчика давления топливного аккумулятора

Блок занижает показания датчика давления в топливном аккумуляторе. Устанавливается последовательно в информационную шину датчика давления. Топливное давление внутри аккумулятора при этом поддерживается в номинальных пределах. ЭБУ мгновенно реагирует на изменения показаний от топливного аккумулятора.

ЭБУ рассчитывает время впрыска так, будто ТНВД постепенно теряет мощность. Прирост мощности происходит за счет избирательного использования циклов последующего и дополнительного впрысков.

Плюсы

  • Невысокая цена.
  • Возможность самостоятельной сборки.
  • Высокая надежность.
  • Быстрый монтаж.
  • Невозможно отследить использование.
  • Экономия топлива.

Минусы

  • Быстрый износ сажевого фильтра или системы эмиссии газов.
  • Возможное дымление двигателя.
  • Ускоренный износ насоса.

Модуль, оптимизирующий режимы работы процессора ЭБУ

Модуль воздействует на расчеты временного топливного инжектора ЦП (центрального процессора) и устанавливается в систему высокого давления. Он считывает информацию с датчика и может определить, на каком этапе сейчас работает двигатель, и использует параллельные каналы, чтобы получить доступ к ЭБУ.

ChiptuningPTZ › Блог › Чип-тюнинг или чип-бокс?!

Чип-тюнинг или чип-бокс?! — разъясняем:
Что выбрать: тюнинг- бокс или чип-тюнинг для автомобиля?

Во-первых, рассмотрим отличия одного способа увеличения мощности от другого:

▪️Большее количество изменяемых параметров. Сама корректировка параметров точнее и корректнее, чем при работе тюнинг-бокса, который меняет или давление топлива в топливной рампе или управляет временем открытия форсунок. Надежность работы двигателя с чип-тюнингом равна заводской.

▪️При желании максимально увеличить мощность двигателя чип-тюнинг всегда работает лучше (см. п. 1).
Иногда производители дополнительных боксов завышают прирост или умалчивают, что максимальный прирост идет с неприемлемым уровнем копоти из выхлопной трубы. При меньших настройках копоть пропадает, но и прирост уменьшается. Конечно, мы вынуждены придерживаться заявленных производителем приростов мощности и момента.

▪️Возможность добиться более равномерного прироста по мощности и крутящему моменту.

▪️Сокращение расхода топлива при спокойной и средней езде после чип-тюнинга.
Особенно касается дизельных двигателей. Тюнинг-бокс в большинстве случаев расход топлива сохраняет прежним. Чип-тюнинг всегда экономичнее.

▪️Более корректная работа автомобиля в виду отсутствия дополнительных устройств, корректирующих работу штатного блока. Оптимизируется сама программа управления двигателем в цифровом виде.

▪️Возможность одновременно с увеличением мощности решать такие вопросы, как отключение ошибок по сажевому фильтру, лямбда-зондам, ЕГР и прочие.

▪️Отсутствие необходимости возврата к оригиналу при посещении ТО у дилера. Тюнинг-бокс рекомендуется каждый раз снимать.

▪️Ресурс двигателя с чип-тюнингом всегда выше, чем с тюнинг-боксами, работающими по принципу постоянного увеличения давления в топливной рампе.

▪️Для атмосферных моторов установка чип-бокс по практике не дает практически не какого результата, это было выявлено по результату сравнений самих клиентов у которых был установлен чип-бокс, далее они приезжали к нам и делали чип-тюнинг, разница была огромной.

▪️Возможность самостоятельно возвращать оригинальные настройки двигателя.

▪️Переустановка на другой автомобиль с таким же двигателем.

▪️Не надо высылать блок управления двигателем для чип-тюнинга, если машина находится в другом городе.

В случае выбора метода увеличения мощности следует отметить, что оба способа работают. Производители дополнительных боксов всегда завышают реальные значения прироста мощности, на практике прирост тюнингбоксов всегда ниже чип-тюнинга.

Выбор (исходя из нашего опыта) надо делать в пользу чип-тюнинга, потому что это более точный инструмент для увеличения мощности, если, конечно, какое-то из преимуществ тюнингбокса не окажется для Вас решающим.

Что выбрать решать конечно вам, мы привели основные моменты различий!

Чип-тюнинг или «коробочка увеличения мощности»?

На рынке программного увеличения мощности двигателей автомобилей на сегодняшний день предлагают несколько решений. Их можно разделить на три основные категории:

1.Полноценный чип-тюнинг, который подразумевает изменение программы управления двигателем

2.«Коробочки» на электронную педаль акселератора, которая за водителя «давит газ»

3.«Коробочки под капот», использующие внутренние ресурсы заводской программы

Отдельно стоит рассматривать только варианты 1 и 3, так как вариант 2 никакого отношения к увеличению мощности не имеет. Принцип работы этого решения основан на том, что эта “коробочка” за водителя давит “педаль газа”. То есть уменьшает рабочий ход педали. В этом случае в цилиндры, соответственно, подаётся много топливной смеси и создаётся иллюзия, что машина прибавила в мощности. На самом деле, кроме повышенного расхода в этом варианте клиент ничего не получает. Н а фото – установленная коробочка на автомобиле Kia Ceed 1.6 130 л.с. 2013, демонтаж которой по просьбе клиента выполнили наши специалисты после проведения чип-тюнинга

Будет полезно  Как поменять фару на калине

Электронные блоки управления двигателями (ЭБУ) имеют в себе программы управления, согласно которым двигателю даются определенные команды, например, какое количество топлива подавать в цилиндры, какой угол опережения зажигания выставить (для бензиновых моторов), какое количество воздуха подавать (для турбированных двигателей) и т.п. Задав эти параметры, ЭБУ получает от определенных датчиков данные для проверки достижения заданных параметров. В случае отклонения от нормы, ЭБУ корректирует по существующей программе задаваемые параметры для достижения изначальных показателей. Как пример можно привести работу датчика детонации. Если машина рассчитана на работу с 95-м октановым числом, то ЭБУ будет задавать соответствующие углы зажигания. Стоит залить в бак 92-й бензин, как начнётся характерный звон. Датчик детонации будет корректировать углы зажигания и через определенный пробег двигатель перестанет “звенеть”.

Так же в программах ЭБУ заданы так называемые лимитеры. Данные лимитеры задают границы, в которых могут изменяться определенные параметры. В рамках этих границ завод производитель гарантирует стабильную работу двигателя автомобиля без риска выхода его из строя. В случае выхода данных из разрешенного лимитерами диапазона, включается специальное управляющее действие. В качестве примера можно привести работу датчика давления наддува. Если турбина не нагнетает заданное ЭБУ значение, то он, как было сказано ранее, будет стараться корректировать значение для достижения первоначальных параметров. Но, в случае достижения диапазонов, заданных лимитером, будет выполнен определенный набор действий (для разных марок авто, двигателей, ЭБУ и т.п. набор действий может отличаться): включаться «check engine», записываться в память ЭБУ код ошибки, включаться ограничитель оборотов, отключаться турбина и т.п.

Работа «коробочек под капот» основана как раз на принципе изменения показаний датчиков, отвечающих за приготовление топливной смеси. То есть можно занизить, например, показания датчика, который контролирует давление топлива в рампе, и тем самым спровоцировать его повышение ЭБУ.

Ахиллесовой пятой «коробочек под капот» являются как раз эти самые лимитеры.

С одной стороны всё хорошо – ЭБУ льёт больше топлива (как было описано в примере выше с давлением топлива), мощность повышается, клиент доволен. Однако, если производители «коробочки» перестарались отклонениями и подошли вплотную к лимитерам, то при определенных условиях можно вылезти за диапазоны, установленные этими лимитерами. Нетрудно представить себе ситуацию, когда вам может потребоваться максимальная мощность, чтобы уйти от какой-то опасности, а на вашем автомобиле сработал защитный механизм двигателя – включился «аварийный режим» – и авто стал “овощем”, потеряв половину своей мощности.

Как пример одной из таких установок и проблем с “аварийным режимом двигателя” можно привести одного из наших клиентов на автомобиле Mercedes ML320 CDI 224лс 2009гв.

При полном нажатии педали “газа” в режиме “Kick down” двигатель выдавал ошибку по недодуву турбины (см. фото ниже) и сваливался в аварийный режим

Так как лимитеры сильно ограничивают возможность вносить изменения в широких диапазонах, то и большого прироста по мощности “коробочками под капот” не получить. Более того, невозможно производить точные настройки в определенных режимах, чтобы прибавлять именно «там, где надо», добавляя плавности в работу двигателю и убирая характерные провалы.

Так же к недостаткам «коробочек под капот» можно отнести и то, что нельзя производить дополнительно какие-либо работы, например: настройку электронной педали акселератора, чтобы убрать её задумчивость

В первом же варианте, при полноценном чип-тюнинге, когда изменяется сама программа управления двигателем, все эти недостатки возможно избежать.

Рассмотрим кратко вариант номер 1 – полноценный чип-тюнинг двигателя. Работая непосредственно с программой управления двигателем возможно двигать лимитеры для корректной работы в предельных значениях. Причем эти лимитеры двигаются зачастую не для получения заоблачных пиковых значений мощностей и крутящего момента, а для выравнивания характеристик двигателей во всех режимах его работы.

Однако, важно понимать, какие параметры и насколько можно “двигать” для конкретной марки автомобиля и определенного двигателя. Для грамотной работы важны не только оборудование, программы для корректировки “прошивок” и знание законов физики, но и большой опыт работы с конкретной маркой и моделью автомобиля.

При работе с прошивкой можно разрешить вопросы программного удаления сажевых фильтров (DPF), катализаторов, решение проблем с клапанами ЕГР (EGR), вихревыми заслонками и т.п. можно решать параллельно с тюнингом

Наша компания подтверждает, что оба решения (1 и 3) приводят к повышению мощности автомобиля «Коробочка» хороша в тех случаях, когда невозможен полноценный чип-тюнинг (например, дизельные Toyota). Выбор остаётся за Вами: чип-тюнинг или «коробочка под капот». Однако, следует учитывать все вышеперечисленные нюансы. При возможности смены программы мы рекомендуем именно этот способ!

Вот ветка в нашей группе в социальной сети “Вконтакте”, в которой размешено видео и ссылки на описание работы “коробочек”: ” Чудо коробочки увеличения мощности “

А еще, рекомендуем посмотреть наше видео, в котором мы подробно рассказали, что такое коробочка увеличения мощности:

Источники:

http://spidertuning.ru/stati/tiuning-boks-protiv-chip-tiuninga/

http://www.drive2.ru/b/2788358

http://swtuning.ru/stati/351-chip-tyuning-ili-korobochka-uvelicheniya-moshchnosti

http://avtomotoprof.ru/elektronnyie-sistemyi-avtomobilya/ebu-printsip-rabotyi-dostoinstva-i-nedostatki-prichinyi-polomok/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector