Условные обозначения в электрических схемах, как их читать самостоятельно?

Условные обозначения в электрических схемах: расшифровка графики и буквенно-цифровых знаков

Чтение чертежей по электрике требует определенных знаний, которые можно почерпнуть из нормативных документов. Своеобразным «языком» чтения являются условные обозначения в электрических схемах система знаков и символов, преимущественно графических и буквенных. Кроме них иногда цифрами проставляются номиналы.

Сгласитесь, понимание стандартных обозначений просто необходимо для любого домашнего мастера. Эти знания помогут прочесть электросхему, самостоятельно составить план разводки в квартире или в частном доме. Предлагаем разобраться во всех тонкостях написания проектной документации.

В статье описаны основные виды электрических схем, а также приведена подробная расшифровка базовых изображений, символов, значков и буквенно-цифровых маркеров, используемых при составлении чертежей по устройству электросети.

Какие виды электросхем могут пригодиться?

Рассмотрим проектную информацию с точки зрения электромонтажника-любителя, желающего своими руками поменять проводку в доме или составить чертеж подключения дачи к электрокоммуникациям.

Сначала нужно понять, какие знания будут полезными, а какие не понадобятся. Первый шаг это знакомство с видами электрических схем.

Вся информация о видах схем изложена в новой редакции ГОСТ 2.702-2011, которая носит название «ЕСКД. Правила выполнения электрических схем».

Это дубликат более раннего документа ГОСТ 2.701-2008, в котором как раз подробно говорится о классификации схем. Всего выделяют 10 видов, но на практике может потребоваться только одна электрическая.

Кроме видовой классификации, существует и типовая, которая подразделяет все чертежные документы на структурные, общие и пр., всего 8 пунктов.

Домашнему мастеру будут интересны 3 типа схем: функциональная, принципиальная, монтажная.

Тип #1 – функциональная схема

Функциональная схема не содержит детализации, в ней указываются основные блоки и узлы. Она дает общее представление о работе системы. Для устройства электроснабжения частного дома не всегда есть смысл составлять такие чертежи, так как они обычно типовые.

А вот при описании сложного электронного устройства или для оснащения электрикой цеха, студии или пункта управления они могут пригодиться.

Тип #2 – принципиальная схема

Принципиальная схема, в отличие от функциональной это набор условных обозначений, без знания которых сложно разобраться в устройстве сети в целом. На чертеже указываются все устройства и связи между ними. Если схема сложная, содержащая, например, резервирующие цепи, то эксплуатационники пользуются оперативным схемами, дающими представление о “сегодняшнем положении коммутационных аппаратов”.

Если же нужно отразить только силовые линии, достаточно начертить линейную схему, а для изображения всех видов цепей с приборами контроля и управления понадобится полная.

Тип #3 – монтажная схема

Монтажная схема документ, которым удобно пользоваться при установке сетей. По ней можно узнать, какие устройства следует подключать, где именно и как далеко друг от друга они находятся.

Указано расположение таких элементов, как выключатели и розетки, светильники, автоматы защиты. Прямо в схеме можно расставить номиналы и длину цепей.

Требования по всем видам схематической документации изложены в ГОСТ 2.702-2011, именно им и следует в дальнейшем руководствоваться при составлении собственных проектов.

Здесь же можно найти в полном объеме ссылки на другие полезные документы, в которых размещены таблицы графических и буквенных обозначений различных элементов, использующихся на электрических схемах, а также правила их использования.

Графические изображения в электросхемах

Чертеж электросети представляет собой набор графических элементов, которые в совокупности образуют неразрывную систему. На практике это комплект устройств, соединенных проводами.

Большая часть обозначений графические. Буквы и цифры применяются для символьного обозначения отдельных элементов, их номиналов и расстояний между объектами.

Основные базовые изображения

Электрические цепи ведут к устройствам и установкам, которые оборудованы контактами, способными разорвать или соединить эти цепи.

Самый простой пример обыкновенный выключатель. Все контакты делятся на замыкающие, размыкающие и переключающие именно они и отображаются в схемах.

Перечисленные графические изображения являются обязательными при составлении принципиальных схем и обычно понятны даже начинающему электрику.

Символика однолинейных схем

Для сборки электрощитов также используют чертежи. Обычно они представляют собой однолинейную схему с обозначением УЗО, автоматических выключателей, контакторов и другого защитного оборудования.

Некоторые графические символы похожи между собой, поэтому при составлении схемы требуется особое внимание. Например, контактор и рубильник обозначаются одинаково, разница – в небольшом элементе на неподвижном контакте.

Специальными символами обозначаются катушки реле во всех изображениях за основу взят прямоугольник.

Для запоминания значков часто используют ассоциации или буквенно-графические подсказки. Например, мотор-привод изображается кружком, внутри которого находится буква «М».

При составлении схемы следует учитывать, что для обозначения некоторых символов также важно количество.

Например, если нужно указать 4-контактный клеммник, то следует начертить четыре перечеркнутых кружочка в ряд, а не один. Парные галочки при изображении розеток это количество проводов.

Как изображаются шины и провода?

Для обозначений шин, кабелей и проводов используется линейная графика практически все символы состоят из прямых линий.

Соединения проводников указываются точками. Если в месте соединения двух линий никакой пометки нет, то это простое пересечение.

Провода бывают разные по виду, назначению, нагрузке, способу прокладки. Все это также можно отобразить схематически.

Дополнительные характеристики облегчают подбор материалов и монтаж электросети. В дальнейшем благодаря указанным на схеме характеристикам можно судить о потенциальных возможностях уже установленной электросистемы.

Розетки и выключатели на схемах

Обозначение выключателей разбито на несколько групп по степени защиты, способу установки (скрытой или открытой). Отдельно вынесены переключатели на два направления. 2- и 3-клавишные выключатели обозначаются по-разному.

Для некоторых устройств управления источниками света обозначений нет – например, для кнопочных устройств и диммеров.

Сейчас для экономии электроэнергии в больших помещениях часто устанавливают проходные переключатели, которыми управляют с 2 или 3 точек. Для них также можно найти соответствующие значки.

Розетки, как и выключатели, поделены на группы по степени защиты. Внутри групп устройства делятся по количеству полюсов, наличию защиты. Для обозначения блоков используются буквенно-цифровые подписи, указывающие на количество и назначение установок в одном блоке.

При запоминании обозначений различных электрических элементов на схемах следует каждое условно изображенное устройство соотносить с реальным изделием.

Например, популярные виды розеток выглядят следующим образом:

На деле же электромонтажные устройства выглядят так:

Как условно обозначаются элементы на электрических схемах?

Любая электрическая цепь может быть наглядна представлена в виде принципиальной или монтажной схемы, а иначе говоря, на чертежах. Каждое изображение того или иного элемента должно соответствовать единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Для правильного прочтения чертежей необходимо понимать эти условные графические обозначения в электрических схемах.

Нормативная документация

Система УГО была специально разработана, чтобы исключить путаницу и разночтение при работе с документами. Помимо УГО широко применяются буквенно-цифровые обозначения, например, при маркировке радио-, электроэлементов.

Требования к размерам, отображениям, схемам и планам электрооборудования содержатся в следующих нормативных документах ГОСТ:

Элементная база постоянно подвергается изменению, поэтому в конструкторскую документацию вносятся соответствующие коррективы. Специалисты в области электрики и электроники регулярно отслеживают все нововведения в ГОСТах, остальным же это делать не обязательно. В бытовых условиях достаточно знать, как расшифровывается обозначение основных элементов.

Виды электрических схем

Первым делом стоит учесть, что схема — это графическое отображение элементов конструкции, узлов и их связей на бумаге, либо в электронной форме при помощи общепринятых условных обозначений. Всего различается около десятка видов схем, но чаще всего встречаются следующие:

Их можно встретить в документации к сложным электронным приборам, в руководствах по ремонту техники для мастеров-любителей или в планах по проведению проводки. Ввиду их распространенности с следует рассмотреть отдельно каждый вид.

Функциональная схема

Она не отображает детально конструкцию, а содержит изображение основных блоков устройства с подписями и функциональных узлов. Ориентируясь на данный чертеж, можно только узнать о том, как работает вся система прибора, как связаны между собой различные элементы. Функциональную схему целесообразно применять для описания, например, сложного электронного устройства, но не всегда для устройств электроснабжения.

Принципиальная схема

Содержит в себе определенный набор обозначений элементов, в соответствии с составом прибора. Для верной расшифровки чертежа необходимо знать основные условно графические отображения электроэлементов. В таком виде схем указываются связи между устройствами и сами их составляющие элементы. Для отображения силовых линий целесообразно чертить линейную схему, а для указания видов электрических цепей и проборов контроля, управления – полная принципиальная.

Следует отметить, что на однолинейных чертежах изображена только силовая часть конструкции, а на полных принципиальных приводятся все элементы цепи.

Монтажная схема

Используется при установке элементов на печатные платы, при сборке приборов и электрических цепей. С её помощью мастер определяет какой компонент куда следует разместить, на каком расстоянии друг от друга и в какой последовательности, согласно буквенно-цифровой аббревиатуре рядом с элементом, расшифровка которой приводится либо отдельным документом, либо располагается таблицей в правом нижнем углу над основной надписью. Помимо этого, допускается расстановка номиналов.

Будет полезно  Что значит cvt: коробка cvt

Подробную информацию по каждому виду схем можно найти в ГОСТе 2.702-2011.

Основные условно графические обозначения

Переходим к рассмотрению самих обозначений элементов, выполненных по межгосударственным стандартам. Запомнив самые основные и наиболее часто встречающиеся, понимание многих схем станет куда легче.

Базовые изображения

Ни один электронный прибор не обходится без наличия в его устройстве резисторов, катушек, конденсаторов, транзисторов, диодов, контактов и переключателей. Причем некоторые модели элементов, такие как катушки и конденсаторы, имеют весьма малые размеры, в зависимости от своего номинала, поэтому новичкам не стоит удивляться их повсеместному применению, а узнать и запомнить, как они изображаются на чертежах.

Так, например, согласно ГОСТам:

  • резистор обозначается прямоугольником, размерами 4Х10мм;
  • Конденсатор – двумя параллельными отрезками, расстояние между которыми 1,5мм;
  • Катушки – дуговыми линиями, от 2 до 4, в зависимости от назначения;
  • Диоды – треугольниками, к вершине которых проведена параллельная основанию линия. Образованная графикой «стрелка» указывает в каком направлении диод открыт, а каком закрыт;
  • Транзисторы – окружность, диаметром 12мм, от которой исходят три линии или, по-другому, контакта. Стрелка внутри указывает на то, что данный вывод транзистора – эмиттер и к какому типу элемент относится (n-p-n или p-n-p);
  • Приборы, такие как амперметр, ваттметр или вольтметр обозначаются так же окружностью, но с диаметром 10мм и общепринятой буквенной аббревиатурой PA, PW и PV соответственно;
  • Контакты – разомкнутой линией, на одном конце которой проведен отрезок длиной 6мм под углом в 30°.

Линии проводок и токопроводов

Проводники на всех схемах изображаются, в основном, прямыми линиями, соединяющими элементы в нужной последовательности. Допускается нанесение данных над линией, для уточнения параметров подаваемого напряжения и тока на устройство в целом или на отдельную его часть. В таких случаях разрешается указывать:

  • Вид тока (постоянный, переменный, импульсный);
  • Значение напряжения;
  • Материал;
  • Способы прокладки проводки.
  • Отметки и пр.

Также на самой линии проводников допустимо указывать насечками общее количество проводов, например, в кабеле. Точки, в местах пересечения двух или более проводников указывают на их соединение между собой, если отсутствуют, то провода никак не взаимодействуют друг с другом и просто пересекаются.

Заземление на схемах

Стандарты ЕСКД и ГОСТ 2.721-74 так же оговаривают и символику знака заземления на схемах. Система допускает использование трех различных вариантов и соединения выводов к корпусу прибора:

  • Самое распространенное обозначение выглядит как линия, с проведенными к ней тремя перпендикулярами, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга и имеющими разные размеры в зависимости от отдаленности проводника (чем дальше, тем меньше). На старых чертежах встречается только такой знак «земли».
  • Во втором варианте приведено бесшумное заземление. Сам знак полностью повторяет первый, за одним исключением: вокруг него проведена не полная окружность. Это означает, что прибору в целом или элементу требуется отдельное заземление, изолированного от общей «земельной» магистрали. Такое изображение встречается редко, но вполне может встретиться в чертежах.
  • Защитное заземление похоже на гибрид предыдущих двух знаков, только окружность показана не частично, как на бесшумном, а полностью охватывает изображение. Наиболее распространен на силовых электрических чертежах. В соответствии и требованиями безопасности, значение изображение такого, что оно отражает соединения токоведущих частей электросхемы, находящихся без напряжения, с заземлением.
  • Четвертый вариант отображает не совсем «землю», а соединение токоведущих частей устройства с его корпусом. Однако, даже при условии заземления корпуса, данный вид соединения нельзя назвать «землей», но может часто встречаться.

Как обозначаются различные токи

Кроме всего прочего, отдельную важность на чертежах представляет правильное указание токов, для которых введены следующие знаки (указываются рядом с источником питания, либо внутри него):

  • Постоянный – прямая короткая линия
  • Переменный – волнистая линия
  • Импульсный – пунктир

Рядом с условным обозначением может приписываться значение тока.

Розетки, выключатели и переключатели

Среди всех принятых обозначений графическое изображение выключателей подразделяется на ряд групп по:

Важно! Для диммеров и кнопочных устройств управления светом УГО не существует.

Стали распространены переключатели на два или три направления. Они экономят электроэнергию, а также можно управлять двумя или тремя точками соответственно.

Розетки, также разделены по степени защиты и количеству полюсов. В соответствии с этим приняты дополнительно буквенно-цифровые подписи, обозначающие число и назначение устройств.

Обозначение источников света

Графическое изображение осветительных приборов необходимо при составлении планов и монтажных схем энергоснабжения частных домов, квартир, а также специальных сложных осветительных установок и различных видов лампочек. Поэтому и для них введены свои условные обозначения, что значительно ускоряет время составления документации.

Знание этих знаков будет полезно в быту тем, кто собирается самостоятельно изучить или составить планы энергоснабжения своего жилья.

Источники питания и предохранители

Среди источников широкое распространение получили гальванические элементы и аккумуляторы (буква G на схемах). Внешне напоминает обозначение конденсатора, с одним отличием – отрезки используются разной длины (короткая – «минус», длинная – «плюс»). В случаях, когда подаваемого тока или напряжения от одного источника не хватает, то их объединяют в батарею. При этом меняется:

  • буквенный код с G на GB;
  • обозначаются только крайние элементы, а остальные заменяются на пунктир;
  • Контур батареи обводится окружностью или овалом, в зависимости от её размера.

Также в устройствах применяются плавкие предохранители (FU), обозначения которых похожи на резисторы, но имеют внутреннюю линию, обозначающие сгорающую металлическую нить внутри. Кроме этого, используются разрядники обычные (F2) или вакуумные (F3) в устройствах с высоковольтным питанием.

Знание условных обозначений пригодится каждому, кто планирует отремонтировать электроприбор или начать монтажные работы для обустройства своего жилья, т.к благодаря единой системе нет нужды придумывать свои графические изображения. Достаточно запомнить общепринятые.

Как читать электросхемы

Электрические схемы должны оформляться в соответствии с ГОСТ 2.702-75. В коде схемы ее вид обозначается буквой Э (электрическая). Тип схемы обозначается цифрами:

  • 0 – объединенная
  • 1 – структурная
  • 2 – функциональная
  • 3 – принципиальная
  • 4 – монтажная
  • 5 – подключений
  • 6 – общая
  • 7 – расположения

Получается, что в коде электрической принципиальной схемы должно находится обозначение – Э3.

Для того чтобы научиться читать принципиальные схемы необходимо понимать обозначения отдельных элементов, и научиться представлять как будет работать система в целом. Рассмотрим основные элементы и принципы построения принципиальных электрических схем.

Обозначение линий связи на электрических схемах

Отдельные элементы на электрических схемах соединяют сплошными линиями, которые могут символизировать различные кабели, каналы, шины, провода.

Пересечение не соединенных проводов изображается следующим образом:

В местах соединения линий связи ставят точку.

Нулевой провод обознается буквой N, а заземление – значком:

Контакты

Важным элементом электросхем являются переключающие контакты, или как их называют ключи. Наиболее распространены замыкающие, размыкающие и переключающие контакты, их обозначение показано на рисунке.

Для того, чтобы понять как будет работать система при переключении контакта необходимо мысленно переместить элемент контакта, от одной линии связи к другой.

Элементы управления

Реле применяется во многих электрических приводах.

При прохождении тока через обмотку реле, происходит переключение контакта, связь между реле управления и контактом может изображаться пунктирной линией.

Также связанные реле и контакт могут иметь одинаковое буквенное обозначение.

Реле времени по переднему и по заднему фронту обозначаются:

Геркон – переключающий контакт, срабатывающий при воздействии магнитного поля имеет следующую электрическую схему:

Исполнительные механизмы

Электродвигатели и электромагниты наиболее распространенные исполнительные механизмы в электрических системах:

Источники энергии

Обозначение генератора – устройства, преобразующего механическую энергию в электрическую показано на рисунке.

Другие источники питания показаны на следующей картинке.

Сигнальные устройства

На электрических схемах достаточно часто обозначаются сигнальные устройства – лампы, светодиоды. Изображают эти устройства следующих образом:

Измерительные приборы

Наиболее часто на электрических схемах встречаются обозначения амперметра, вольтметра, или обобщенное обозначение измерительного прибора.

Общие элементы

Немногие схемы обходятся без таких элементов как резистор, конденсатор, диод. Обозначение этих устройств показано на следующей иллюстрации.

Обозначение тиристоров и операционных усилителей показано на рисунке.

Обозначение транзисторов на схеме

Электрическая схема транзисторов – элементов электрической системы способных управлять током в выходной цепи при воздействий входного сигнала, показана на рисунке.

Логические элементы

На электрических схемах можно встретить два способа обозначения логических элементов “И”, “ИЛИ”, “ДА”, “НЕ”.

Порядок чтения электросхемы

  1. Провести общее ознакомление с электрической схемой, прочитать все примечания, технические требования.
  2. Сопоставить обозначения элементов на электросхеме с перечнем элементов.
  3. Найти на схеме источники питания, определить род тока.
  4. Найти на электрической схеме электродвигатели, определить их систему питания.
  5. Определить аппараты защиты электросистемы плавкие предохранители, автоматический выключатели и т.п., выявить область их работы.
  6. Выделить на электросхемесхеме элементы управления, определить какие цепи задействуются, или отключатся, коммутируются при переключении каждого узла управления.
  7. Провести анализ работы каждой электрической цепи электросхемы, выявить на ней основные и вспомогательные аппараты, определить условия их работы, при необходимости ознакомиться с технической документацией на электрические приборы.
  8. На основе анализа работы отдельных электрических цепей, сделать выводы о работе электрической системы в целом.
Будет полезно  Как правильно зарядить сухозаряженный аккумулятор

Мы рассмотрели основные обозначения элементов электропривода, зная которые вы сможете научиться читать некоторые электрические схемы. Безусловно, что для понимания работы сложных электросистем по схемам вам предстоит изучить и другие обозначения. Вы можете рассказать о том, какие обозначения вы хотели бы увидеть в комментариях к статье.

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

Будет полезно  Определяем компрессию в двигателе ваз 2110: инструкции, фото и видео

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах — безусловное преимущество любого автовладельца

Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.

Что представляют собой автомобильные электросхемы?

Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.

Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:

  • оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения;
  • девайсы, использующиеся для преобразования энергии;
  • кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.

Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?

В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.

Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.

Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.

Как устроено электрооборудование любого автомобиля?

Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.

Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:

  1. Основные. К этим потребителям энергии относятся топливная система, зажигания, впрыска, ЭСУД (управления работы мотором), автоматической трансмиссии, а также усилителя руля, в частности, ЭУР.
  2. Дополнительные. К ним можно отнести охладительную систему, освещения и оптики, активной и пассивной безопасности, кондиционер, печку, автосигнализацию, акустику, а также навигационную систему.
  3. Также имеются и кратковременные потребители. К таким потребителям можно отнести системы комфорта, запуска, клаксон, прикуриватель (автор видео — канал Kroom&coTV).

Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.

Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования

Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет — это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).

В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.

Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:

  1. Как мы уже сообщили, все электроцепи помечаются соответствующим их реальному состоянию цветом. Это во многом облегчает процесс ремонта и замены проводки. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. В том случае, если имеются в виду дополнительные проводники, то на самой электросхеме они отмечаются обычно штрихованными отрезками, которые бывают либо продольными, либо поперечными.
  2. Если в вашем авто несколько электрических цепей расположены на одном жгуте, при этом маркируются они аналогично, то такие цепи характеризуются гальваническим сопротивлением. То есть эти кабеля попросту соединены между собой.
  3. Если цепь входит в жгут, он будет отмечен с небольшим отклонением в определенную сторону, в которую он повернут.
  4. Обычно на любой электросхеме имеются несколько проводов одного цвета, как правило, черного. В данном случае речь идет об электроцепях, подключенных к заземлению, то есть кузову автомобиля. Такие контакты зовутся массой.
  5. Если говорить непосредственно о реле, то в этом случае контакты указываются в состоянии, когда через обмотку девайса не передается энергия. Если состояние работы устройства стандартное, то эти элементы могут отличаться друг от друга, так как они могут быть разомкнутыми и замкнутыми.
  6. Кроме того, посмотрев на электросхему, можно будет увидеть, что на самих электроцепях могут быть помечены дополнительные символы. А именно, речь идет о подключении электрической цепи к потребителю энергии. Такое обозначение даст возможность потребителю узнать, куда именно подключена цепи, при этом точно не прослеживая ее прокладку.
  7. Если вы заметили, что на девайсах или оборудовании указываются конкретные цифры, то эти номера в любом случае должны соответствовать. К примеру, если вокруг номера имеется круг, это свидетельствует о том, что это точка подключения цепи к отрицательному контакту. Если же вас интересуют комбинации из букв и цифр, то так отмечаются штекерные соединения.

Фотогалерея «Обозначения электросхем»

Заключение

Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь — об иномарке или авто отечественного производства.

Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»

Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).

Источники:

http://odinelectric.ru/knowledgebase/kak-uslovno-oboznachayutsya-elementy-na-electroshemah

http://www.hydro-pnevmo.ru/topic.php?ID=95

http://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/

http://autocentrum.ru/articles/elektroshemy-i-ebu/18777-uslovnye-oboznacheniya-v-elektricheskih-shemah-elektrooborudovaniya-kak-chitat-elektroshemy-avtomobiley.html

http://povozcar.ru/seat-tarraco-2019.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector